Антикризисная деятельность министерства в I квартале 2009 года

Информация об антикризисных мероприятиях, проведенных Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в первом квартале 2009 года

В Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области приказом от 29.12.2008 г. № 83 создан антикризисный Штаб в энергетическом и жилищно-коммунальном комплексах и связи. В первом квартале 2009 года было проведено 4 заседанийя Штаба.

Антикризисные меры по отрасли  жилищно-коммунальное хозяйство

 В рамках работы Штаба организована работа по инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности, созданы комиссии по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, соблюдению расчетной дисциплины и законодательства о труде и его охране, организован еженедельный мониторинг задолженности населения по оплате жилищных и коммунальных услуг перед организациями жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.

В соответствии с поручением Министерства регионального развития Российской федерации с января 2009 года ведется ежемесячный мониторинг существующих проблем и динамики состояния организаций жилищно-коммунального комплекса Свердловской области по 2 направлениям:

  • мониторинг финансовой устойчивости организаций жилищно-коммунального хозяйства,
  • мониторинг движения численности работников организаций жилищно-коммунального хозяйства.

На заседаниях антикризисного штаба и комиссий в 1 квартале 2009 года рассмотрены предложения администрации муниципального образования города Алапаевск по стабилизации ситуации в сфере теплоснабжения, состояние дел по запуску в эксплуатацию котельных в городском округе Верхнее Дуброво, городском округе Дегтярск и Талицком городском округе, деятельность 7 проблемных жилищно-коммунальных предприятий и информация Профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства, бытовых и промышленных предприятий (профсоюз жизнеобеспечения) Свердловской области.

Кроме этого, в рамках своевременной подготовки к отопительному сезону 2009/2010 года подготовлены заключения о целесообразности выделения финансовых средств из областного бюджета администрациям Талицкого городского округа, городского округа Верхняя Тура, Артёмовского городского округа, а в рамках поддержки отечественного производителя, а также привлечения средств федерального бюджета, министерством подготовлена и направлена заявка на закупку коммунальной техники на сумму более 270,0 млн. рублей.

В ходе реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» сформирована и в сентябре 2008 года одобрена Правлением Фонда первая заявка Свердловской области по программам капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год на общую сумму 2,1 млрд. рублей, в том числе за счет средств Фонда – 1,2 млрд. рублей, областного и местного бюджета – 0,8 млрд. рублей, населения – 0,1 млрд. рублей.

По итогам реализации этих программ отремонтировано 1054 многоквартирных дома, общей площадью  3 640 тыс. кв. м, что составляет 0,9 процента от общего количества домов в Свердловской области и 3,9 процента от общей площади жилищного фонда в Свердловской области, переселено  418 человек из 26 аварийных домов общей площадью 5988,8 кв. м, что составляет 1,3 процента от общего числа граждан, нуждающихся в переселении из аварийного жилищного фонда в Свердловской области по состоянию на 1 января 2007 года.

В феврале 2009 года сформирована и одобрена Правлением Фонда вторая заявка Свердловской области по Региональной адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья на 2009 год на общую сумму 1,8 млрд. рублей, в том числе за счет средств Фонда 1,6 млрд. рублей. По данной программе будет переселено 4019 человек из 230 многоквартирных домов, общей площадью около 56 тыс. кв. м., признанных в установленном порядке аварийными, что составляет 23,3% от общей площади аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях – участниках программы.

10 апреля 2009 года правлением Фонда одобрена третья заявка Свердловской области на предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год на общую сумму около 6 млрд. рублей, из них за счет средств Фонда 5 млрд. рублей, консолидированного бюджета субъекта (область и муниципалитеты) – около  0,6 млрд. рублей и средств жителей – около 0,3 млрд. рублей. Реализация данной программы позволит отремонтировать свыше 2480 многоквартирных домов общей площадью более 7,56 млн. кв. м, что составляет 8,6 % от общей площади жилищного фонда в Свердловской области.

Реализация вышеуказанных программ позволит дополнительно привлечь около 12 тыс. человек трудоспособного населения. Это даст возможность увеличить занятость населения в условиях кризиса и снять социальное напряжение.

При этом, анализируя все имеющиеся возможности использования высвобождающихся кадров промышленных предприятий в жилищно-коммунальном комплексе Свердловской области, прежде всего, можно говорить о тех кадрах, которые имеют универсальные и для промышленности, и для жилищно-коммунального хозяйства рабочие специальности. Это, прежде всего, электрогазосварщики, сантехники, кровельщики, рабочие строительных специальностей и подсобные рабочие.

Кроме этого, высвобождающиеся кадры промышленных предприятий можно использовать на общественных работах по благоустройству и уборке территорий городов и населенных пунктов и в качестве дворников по уборке придомовых территорий.

В то же время на сегодняшний день в Свердловской области в ходе реализации основных задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований решается задача организации работы с кадрами по обучению их управлению жилищно-коммунальным хозяйством в условиях рыночной экономики.

В этой связи необходимо отметить, что еще с 2004/2005 учебного года была разработана и внедрена в практику система обучения управлению муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством в условиях рыночной экономики, включающая следующие направления учебного процесса:

  • первое направление по программе «Организация управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством в условиях рыночной экономики» было разработано для руководителей и экономистов;
  • второе направление по программе «Организация технической эксплуатации, ремонта и энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальным хозяйстве» было разработано для технических руководителей.

На конкурсной основе базовым учебным заведением по первому направлению был выбран Институт переподготовки и повышения квалификации Уральского государственного экономического университета УрГЭУ-СИНХ, система обучения в котором с 2004 года была включена в программу переподготовки кадров Правительства Свердловской области.

Базовым учебным заведением по второму направлению был выбран Институт повышения квалификации Уральского государственного технического университета УГТУ-УПИ, в котором есть строительный, тепло- и электротехнический факультеты и кафедра энергосбережения.

На сегодняшний день переподготовку по этим программам проходит 50 человек на базе администрации города Каменск-Уральский.

Кроме этого, министерством в Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе и Председателю комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области были направлены предложения  изложить норму пункта 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в следующей редакции: совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидий определяется за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

Одновременно в адрес Первого заместителя председателя Правительства Свердловской области М.И.Максимова были направлены предложения о возможности снижения размера областного стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленного законом Свердловской области от 15.07.2005г. № 89-ОЗ «О размерах региональных  стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в Свердловской области» до 10 процентов для всех категорий граждан и семей проживающих в Свердловской области.

 

Антикризисные меры по отрасли связь и телекоммуникации.

 

1. Мониторинг финансово-экономического состояния предприятий:

1.1. Проведен анализ причин снижения объемов инвестиционных программ и объема реализации услуг за период 4 кв.2008 года – начало 2009 года, инициирована выработка антикризисных программ на предприятиях.

1.2. Принимаются меры по обеспечению устойчивости  работы предприятий, минимизации влияния кризисных явлений в мировой экономике, сохранения основной численности работающих, сокращения задолженностей по заработной плате, обеспечения своевременности платежей в бюджеты.

 

1. В 4 кв. 2008 года – начале 2009 года антикризисной комиссией осуществлялись мероприятия по обеспечению реализации Соглашения Правительства Свердловской области с Россвязью о выделении Свердловской области субсидий в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», по которому в область были привлечены средства федерального бюджета в размере более 8 млн. рублей, для строительства сельских телефонных станций, в которое в общем было вложено порядка 28 млн. рублей включая средства ОАО «Уралсвязьинформ» и средства областного бюджета. Не просто было удержать федеральные субсидии в этих условиях, но результат достигнут.

2. В плане подготовки к саммиту ШОС антикризисной комиссией взят под контроль один из важных вопросов – обеспечение качественной связи на объектах и маршрутах саммита. В данном направлении проводится работа с организациями, ведомствами и муниципальными образованиями по оказанию содействия операторам связи в ускоренном проведении строительства объектов связи. Уже в настоящее время не менее чем по трети объектов достигнут положительный результат.

3. В части обеспечения работы телерадиовещания, наиболее полного удовлетворения потребностей населения, обеспечения стабильности предоставления услуг, расширения транслируемых пакетов программ в целях создания факторов нормализации общественно-социальной атмосферы антикризисной комиссией осуществляются меры по обеспечению сохранения в области трансляции общероссийских программ, ввиду действий со стороны РТРС по отказам в заключении договоров на трансляцию под предлогом перехода на цифровое телевидение.

  • Также взято под контроль обеспечение развития цифрового телевидения, в части мер по получению от ФГУП «Главный радиочастотный центр», подведомственного Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций разрешительных документов на использование частот, выдача которых необоснованно затягивается.
  • Антикризисной комиссией рассмотрен случай препятствования нормальной деятельности филиала ОРТПЦ (телерадиовещательного центра на Гурзуфской), приняты необходимые меры.

4. Рассматривается аналогичный случай в отношении провайдера доступа в Интернет в Екатеринбурге. Запланировано заседание антикризисной комиссии по обеспечению нормализации обстановки.

 

Антикризисные меры по отрасли электроэнергетика.

 

1. Направлены запросы о регулярном предоставлении  информации в семь предприятий электроэнергетического комплекса Свердловской области на 2 листах, еженедельная и ежемесячная информация. (ОГК-1, ОГК-2, ОГК-5  ТГК-9, МРСК Урала, ЕЭСК, Облкоммунэнерго)

2. Проведена работа по подготовке материалов в Программу производственной кооперации на территории Свердловской области. Проанализированы основные ресурсные потоки топливно-энергетического комплекса Свердловской области и даны соответствующие предложения.

3. Проведена серия заседаний штаба по обеспечению безопасности электроснабжения на территории Свердловской области  с рассмотрением последствий введения ограничений электроснабжения на НТМК и Качканарском ГОКе. На заседании отраслевого рабочего штаба в марте рассмотрено финансово – экономическое состояние ГУП СО «Облкоммунэнерго». Сложное экономическое положение данного предприятия сложилось из-за неплатежей за переданную электрическую и отпущенную тепловую энергию. Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области проводится постоянная работа по стимулированию потребителей-неплательщиков к погашению задолженности. Проводятся регулярные совещания по рассмотрению проблем погашения задолженности перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов различных групп потребителей, включая промышленные предприятия различных форм собственности, бюджетные организации, предприятия ЖКХ. Заседания Штабов проходили с участием  Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Региональной энергетической комиссии, Минпромнауки, основных поставщиков ТЭР: газа, электрической и тепловой энергии.

4. Ведется работа по поддержке кредитными ресурсами ведущих банков инвестиционных программ электросетевых компаний Свердловской области (ОАО «МРСК Урала» и ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания». Оформлены обращения областного Правительства в Газпромбанк, Внешторгбанк, Европейский банк реконструкции и развития.  

Направлено письмо Губернатора Свердловской области Министру энергетики РФ Сергею Ивановичу Шматко с просьбой максимально сохранить и поддержать финансирование инвестиционных программ электросетевых компаний, для реализации инвестиционных программ по развитию энергетической инфраструктуры и обеспечения дальнейшего экономического роста Свердловской области.

5. Особое внимание уделяется сохранению кадрового потенциала проектных организаций, сохранение трудовых коллективов которых чрезвычайно важно. Ведется опрос руководителей проектных организаций  в части динамики портфеля заказов и численности специалистов, рассматриваются предложения и оказывается поддержка по обеспечению объемов работ. Такие организации, как «Проектно-инжинерный центр УралТЭП» и «Тяжпромэлектромет» подтвердили свою готовность участвовать в развитии внешних экономических связей с Республиками Средней Азии (Киргизия и Узбекистан.).

6. Ведется работа по сохранению ОАО «Уральская нефтяная компания», занимающейся поставкой продуктов нефтепереработки на территории Свердловской области. В условиях сложной социальной обстановки целесообразно сохранить компанию и сконцентрировать ее работу на проработку возможных направлений ее дальнейшей деятельности. 4 марта 2009 года в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области состоялось совещание по вопросам ОАО «Уральская нефтяная компания» на котором руководство компании подтвердило готовность продолжать деятельность своей компании. 15 апреля 2009 года проведено совещание, на котором рассмотрены материалы о перспективности нефтедобычи на территории Свердловской области.

7.  В администрации Гаринского городского округа совместно с ГУП СО «Облкоммунэнерго и Главой администрации Гаринского городского округа проведено выездное совещание по вопросам энергоснабжения населенных пунктов Гаринского района (Еремино, Шантальская, Новый Вагиль и других, не имеющих связей с энергосистемой Свердловской области). Ведется работа по поиску оптимальных вариантов надежного электроснабжения населенных пунктов, расположенных на значительных расстояниях от централизованной энергосистемы Свердловской области.

Антикризисные меры по энергосбережению

Тарифно-нормативная политика из-за социальной ориентированности жилищно-коммунальной отрасли учитывает в Свердловской области, прежде всего, предельный рост платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, который в 2009 году в среднем по области составил 127 процентов. При этом на отдельных территориях стоимость услуг увеличилась лишь на 118-120 процентов (что соответствует уровню инфляции в стране), на других – превысила 130 процентов.

Предельные индексы размера платы граждан на коммунальные услуги по отдельным муниципалитетам определялись исходя из:

  • утвержденных тарифов на тепловую энергию и индексов максимально возможного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2009 год;
  • ежеквартального роста тарифов на природный газ в течение 2009 года с 7 до 25 процентов;
  • роста тарифов на сжиженный газ на 15 процентов;
  • роста тарифов на электрическую энергию на 19 процентов;
  • необходимости полного возмещения затрат, связанных с предоставлением коммунальных услуг, за счет населения с 01.01.2010 г.

Регулируемые тарифы были приняты Региональной энергетической комиссией Свердловской области на 2009 год в строго установленные сроки после проведения экспертизы расчетов, представленных организациями, осуществляющими поставку электрической и тепловой энергии, услуг водоснабжения и водоотведения. При этом исключены необоснованные затраты более чем  на 6,5 млрд. рублей.

На основании экспертизы тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения 72 организациям, выполненной по заявкам органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование этих тарифов, рекомендовано исключить необоснованные затраты на общую сумму 1,5 млрд. руб.

В целях упрощения расчетов с населением за электрическую энергию принято решение об отмене дифференциации тарифов в зависимости от объемов потребления. Благодаря этому средний рост платежей населения за электроэнергию составил 122,0 % вместо планируемых ФСТ России -126,6 %.

Например, городское население, проживающее в газифицированных домах, часть энергии (в пределах социальной нормы) должно было оплачивать по 2 руб. за кВтч., а часть (сверх социальной нормы) – по 3 руб. 29 коп. По новому постановлению вся потребляемая энергия оплачивается по 2 рубля.

В соответствии с рекомендациями первого заместителя председателя Правительства РФ И.И. Шувалова от 17.12.2008 г. и в связи со снижением на 2009 год цен на природный газ приказом ФСТ России от 24.12.2008 г. № 413-э/14, а также индексацией тарифов на железнодорожные перевозки на 8 % вместо ранее запланированных 14 % РЭК Свердловской области постановлением от 31.12.2008 г. № 170-ПК снижены утвержденные в октябре 2008 года тарифы на тепловую энергию на 2009 год в среднем на 20-30 руб./кал. Благодаря этому средний рост тарифов на тепловую энергию составил 119,0 % вместо планируемого 121,0 %.

По услугам водоснабжения и водоотведения средний рост тарифов составил 117,3 % вместо планируемого 119,8 %.

На природный газ, поставляемый населению, индекс роста розничных цен составил в среднем 116,0 % вместо планируемых 125,0 %. В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России и в целях более плавного повышения произведена поквартальная разбивка розничных цен на 2009 год, средний рост которых к уровню 2008 года составит:

  • в 1 квартале –   107,0 %,
  • во 2 квартале – 113,0%,
  • в 3 квартале –   119,0 %,
  • в 4 квартале –   125,0 %;

На сжиженный газ индекс роста розничных цен составил 115,0 % вместо планируемых 125,0 %.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение определены в 2009 году с учетом экспертизы, проведенной Региональной энергетической комиссией Свердловской области.

При этом необходимо отметить, что тарифы на тепловую энергию по различным муниципальным образованиям Свердловской области находятся в диапазоне: от 326 руб./Гкал (котельная, работающая на щепе – технологическом отходе) до 2975 руб./Гкал (электрокотельная).

Тарифы на электрическую энергию, потребляемую населением, в 2009 году в отличие от прошлых лет не делятся на оплату «по нормативу потребления» и «сверх норматива потребления». Все платежи рассчитываются, исходя из фактических затрат электрической энергии.

При этом необходимо отметить, что мировой экономический кризис ни в коей мере не повлиял ни на законодательство, ни на методику расчетов тарифов организаций коммунального комплекса Свердловской области.

Кроме этого в 2008 году при рассмотрении на заседаниях правления Региональной энергетической комиссии Свердловской области вопросов о согласовании тарифов на тепловую энергию анализировалась информация об уровне загрузки производственных мощностей и величине потерь тепловой энергии в сетях каждого из энергоснабжающих предприятий.

На сегодняшний день статистика свидетельствует о том, что производственные мощности котельных почти половины действующих в области организаций (200 из 500) используются менее чем на 50 процентов.    Так, из 75 предприятий Екатеринбурга( обратившихся в РЭК за тарифом на тепловую энергию на 2009 год) в таких условиях работает 37, в Первоуральске аналогичных организаций 6 из 12, в Каменске – Уральском – 7 из 12, в Нижнем Тагиле – из 12 – 4.

Причина этого явления кроется, прежде всего, в том, что мощность оборудования на построенных в советские времена котельных изначально была рассчитана на перспективу. С развитием инфраструктуры предполагалось и постепенное увеличение нагрузки. Однако сегодня ситуация кардинально изменилась. Отключения технологических мощностей, переход потребителей на индивидуальное отопление (особенно характерное для сельской местности), приводят к снижению нагрузки на оборудование котельных, к перерасходу топлива и электроэнергии, росту условно постоянных затрат (заработной платы, амортизационных отчислений, ремонтного фонда) в расчете на 1 Гкал. В конечном итоге ощутимо увеличивается стоимость отпускаемой тепловой энергии.

В такой ситуации избежать значительного роста тарифов на тепло представляется возможным путем реализации программ по увеличению загрузки мощностей котельных. Кроме этого необходимо рассмотреть варианты переключения потребителей с нескольких котельных на одну, установки локальных блочных котельных (прежде всего – на газифицированных территориях), изменения состава оборудования, сокращения протяженности теплотрасс и сведения к минимуму величины потерь в тепловых сетях.

При этом на этапе проектирования и согласования тарифов на услуги ЖКХ на 2010 год, приоритетными для организаций должны стать вопросы увеличения заработной платы рабочих, разработка инвестиционных проектов реконструкции и развития предприятий, реализация программ энергосбережения, обеспечение условий для самоокупаемости.

Одновременно с этим Региональная энергетическая комиссия Свердловской области отслеживала и контролировала определение и утверждение органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

При этом необходимо отметить, что нормативы потребления коммунальных услуг по различным муниципальным образованиям имеют значительный разброс по своей величине. Так, норматив на отопление колеблется от 0,016 до 0,035 Гкал/кв. метр общей площади жилья в месяц, норматив потребления горячего водоснабжения колеблется от 0,06 до 0,31 Гкал/чел в месяц, норматив потребления холодного водоснабжения колеблется от 67 до 251 л./чел в сутки, норматив отведения стоков колеблется от 90 до 385 л./чел в сутки.

Такой разброс нормативов потребления коммунальных услуг обусловлен не только различной степенью благоустройства жилищного фонда, но и несовершенством метода расчета нормативов.

В то же время наиболее эффективными, с точки зрения экономической обоснованности, являются метод аналогов и экспертный метод, так как в их основу заложен приборный учет при определении нормативов потребления коммунальных услуг, что позволяет с большей точностью и наименьшей погрешностью определить норматив по отношению к объемам фактически  потребляемых население коммунальных услуг, а, следовательно, и экономически обоснованный уровень оплаты населением потребленных коммунальных услуг. Однако, эти методы в муниципальных образованиях практически не применяются из-за отсутствия приборов учета потребляемых населением коммунальных услуг.

Одновременно следует отметить, что Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области были предприняты ряд мер по внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий:

1) Разработаны и утверждены приказом Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области № 22 от 12.03.2009 г. «Рекомендаций для муниципальных образований в Свердловской области по комплексному решению задач, вытекающих из Указа Президента РФ от 04.06.2008 года № 889 № «О некоторых мерах по повышению энергетической  экологической эффективности российской экономики»;

2) Разработан проект распоряжения Правительства Свердловской области и находится на согласовании в юридическом управлении Правительства Свердловской области «О повышении энергоэффективности работы систем теплоснабжения жилых и общественных зданий»;

3) Разработана и утверждена приказом Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области № 79 от 31.12.2008 г. «Памятка для населения муниципальных образований в Свердловской области «10 Правил экономии энергоресурсов в быту»;

4) 17.03.2009 г совместно с ОАО «Уральский приборостроительный завод» проведен семинар на тему «Эффективные технологии энергосбережения для муниципальных образований» с участием представителей муниципальных организаций;

5) 08-09.04.2009 г. проведено IX Всероссийское совещание-выставка по энергосбережению;

6) Направлено в Министерство экономики и труда предложение о создании Единой дежурно-диспетчерской системы жилищно-коммунального хозяйства (по примеру ЕДДС ЖКХ г.Екатеринбурга) в исполнительных органах государственной власти Свердловской области, являющихся главными распорядителями бюджетных средств, а также в исполнительных органах местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области имеющих в ведении организации и учреждения бюджетной сферы. Данная система позволит обеспечить контроль в режиме реального времени всех видов коммунальных ресурсов и предоставлять отчетные данные пользователям;

7) В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области была разработана Региональная адресная программа «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2009 году на территории Свердловской области» и подпрограмма «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную адресную программу поэтапного перехода на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2009 год»