Закон для теплоснабжения

Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Игорь Чикризов принял участие в парламентских слушаниях на тему «О совершенствовании нормативно-правовой базы теплоснабжения». Парламентские слушания состоялись 11 мая этого года в Комитете по энергетике Государственной Думы. Основные доклады сделаны заместителем министра энергетики РФ Андреем Шишкиным, председателем Комитета ГД по энергетике Юрием Липатовым.

Напомним, Закон о теплоснабжении обсуждался и в Екатеринбурге на Круглом столе, проведенном депутатами Государственной Думы и Законодательного собрания Свердловской области в декабре 2008 года. В подготовке мероприятия принимало активное участие Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области.

Основным докладом на Круглом столе тогда стал доклад министра энергетики РФ Сергея Шматко. По словам федерального министра, роль энергетики высока как никогда, именно энергетика является локомотивом, двигающим вперед развитие остальных отраслей экономики страны. Одним из самых значимых и перспективных направлений должно стать повышение энергоэффективности и энергосбережение. Это целый комплекс мер: и внедрение энергосберегающих технологий и оборудования; создание социально-экономических стимулов для повышения энергоэффективности; развитие культуры энергоэффективного поведения граждан.

Высказанные тогда предложения во многом вошли в качестве замечаний и дополнений в обновленный проект Закона «О теплоснабжении». 30 июня планируется рассмотрение этого закона во втором чтении.

Участники парламентских слушаний отметили, что сфера теплоснабжения относится к числу важнейших государственных приоритетов России. При этом основной задачей государства является не контроль за теплоснабжением каждого поселения и района, а создание единой системы, обеспечивающей скоординированную работу организаций различных форм собственности в интересах потребителей в сфере теплоснабжения. При создании указанной системы за государством должны остаться функции разработки стратегических направлений развития и организации энергосбережения в сфере теплоснабжения, анализа причин возникающих проблем и разработки методологии для их решения, а также действенный государственный надзор за безопасностью тепловых станций, сетей и иных объектов теплоэнергетики, качеством и безопасности надежностью теплоснабжения населения.

 

Законопроектом определены принципы организации экономических отношений в сфере теплоснабжения. Основными принципами являются обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала. В законопроекте также прописаны отношения теплоснабжающих и теплосетевых организаций, с потребителями тепловой энергии, порядок распределения тепловых нагрузок и организации управления в системах теплоснабжения. Законопроектом предусматривается, что развитие систем теплоснабжения муниципалитетов и распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии между источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения осуществляется только на основе и в соответствии со схемой теплоснабжения. В части обеспечения надежности теплоснабжения, прописана процедура проверки готовности к отопительному периоду, в том числе в соответствии с правилами оценки готовности.

При подготовке Законопроекта ко второму чтению были учтены замечания, поступившие из регионов от исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Было рассмотрено более пятисот поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы. По мнению законодателей, принятие закона «О теплоснабжении» завершит создание правовой базы новой российской энергетики – конкурентной, развивающейся отрасли экономики с высокими показателями рентабельности и рыночными механизмами регулирования.

По-новому изложены вопросы заключения договоров теплоснабжения. Теперь потребители будут обязаны заключать договора с одной теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, названной единой теплоснабжающей организацией, а эта организация, в свою очередь, будет обязана осуществлять теплоснабжение любого потребителя в системе теплоснабжения. Такая норма подобна институту гарантирующих поставщиков электроэнергетике. Наличие в системе теплоснабжения такой единой теплоснабжающей организации гарантирует надежность и бесперебойность теплоснабжения. Таким образом, работа Правительства Свердловской области и Министерства энергетики и ЖКХ по созданию единой областной теплоснабжающей компании ведется в русле общероссийского тренда в сфере теплоснабжения, и отражает сформировавшееся экспертное мнение по поводу эффективности объединения теплосетевых активов с целью снижения издержек, повышения надежности и оптимизации тарифов для потребителей.